Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 14 человек

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Дата: 11 апреля в 11:46

<font size="5"><font size="5"><font size="5"><font size="5">         Речевое развитие детей дошкольного возраста</font></font></font></font>

<font color="#111111">     </font>Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет.  Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого  развития.<font color="#0000ff"> </font><font face="times new roman, serif" size="4"><font>Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.</font></font>

<font face="times new roman, serif" size="4">     У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте  обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.</font>

<font face="times new roman, serif" size="4">Так, к шестилетнему возрасту у ребенка должен быть:</font>

  • <font face="times new roman, serif" size="4">завершен процесс звукообразования;</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">полностью сформирован фонематический слух;</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">достаточный для полноценного общения с окружающими уровень</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">сформирован словарь и грамматический строй;</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">умение логично и связно строить высказывания;</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">речевая активность.</font>

<font face="times new roman, serif" size="4">К каким нарушениям письма и чтения приводит несформированность речевой базы ребенка?</font>

  • <font face="times new roman, serif" size="4">Правильность произношения звуков. Ребенок, имеющий дефекты звукопроизношения стесняется их. Избегает устных ответов, не активен на уроке.</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">Умение различать звуки речи на слух. Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе нужной буквы.</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">Словарный запас. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все части речи.</font>
  • <font face="times new roman, serif" size="4">Владение связной речью. Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.</font>

<font face="times new roman, serif" size="4">         К сожалению, у многих родителей существует убеждение, что поступление в школу должно автоматически привести к развитию всех речевых функций. Многие дети перед школой посещают учреждения дошкольного образования. Но не следует забывать, что главными воспитателями являются родители.</font>

<font face="times new roman, serif" size="4">              Если родители на каждом возрастном этапе развивают ребенка, то это в дальнейшем дает хороший результат. Так, три года – возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь. К 4 годам все это принимает более сложные формы, а главное – совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка – это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т.д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия. У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как:  «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные».
Задавайте вопросы ребенку таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы. Следите, пожалуйста, за своей речью, т.к. она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.
        Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение ребенка с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральный аппарат.          органы дыхания, т.е. легкие, бронхи, трахея; органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми складками; и система воздушных полостей, т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Развитию всего этого способствуют специальные упражнения. Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Достаточно 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением.
           Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Называйте предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова.  (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш!</font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.